• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет М.В. Матецкой об XI конференции AIMAC


     Матецкая Марина Владимировна представила доклад, подготовленный совместно с Гординым В.Э. о роли творческих индустрий и сферы культуры в развитии Санкт-Петербурга на одной из крупнейших конференций в области менеджмента культуры и творческих индустрий. В этот раз Ассоциация менеджеров организаций культуры и искусства (Association International of Managers in Arts and Culture - AIMAC), проводила XII конференцию в университете города Антверпен, Бельгия. 


     Основные темы конференции касались как вопросов маркетинга и менеджмента организации культуры, отдельные исследования были представлены на секциях о стратегическом менеджменте организаций, обсуждались вопросы лидерства в организациях культуры и искусства, новые технологии маркетинга и работы с аудиторией, вопросы финансового планирования и фандрейзинга некоммерческих организаций культуры. Также обсуждались и более общие темы о роли сектора культуры и творческих индустрий в развитии городов и современного общества. 


     Помимо указанных рабочих секций в программу конференции была включена лекция известного ученого и эксперта экономики культуры - профессора Дэвида Тросби (факультет экономики, Macquarie University, Сидней, Австралия) об основных направлениях развития менеджмента и экономики в сфере культуры и творческих индустрий, о роли новых медиа в этих процессах, об изменении статуса, потребностях и возможностях творческих людей и работников в современном мире, о необходимых инструментах культурной политики стран, направленных на развитие национальной культуры. С презентацией выступления Дэвида Тросби можно познакомиться на сайте конференции по ссылке. 

     Также на сайте конференции можно найти тексты лучших докладов, представленных участниками. Среди исследователей, работающих над диссертацией на степень PhD, лучшей признана работа Tim Raats о формах сотрудничества организаций на медиа рынке. Raats Tim, Caroline Pauwels, Partnership practices and the public broadcaster's cultural remit: a means to an end or an end in itself? Большой интерес представляет работа итальянских и французских исследователей о том, может ли считаться итальянская национальная кухня творческой индустрией. Slavich Barbara, Rossella Cappetta, Severino Salvemini, Can Italian haute cuisine become a real industry? Some lessons from the near-by cultural industries. К слову сказать, проект о роли кулинарии и ресторанного бизнеса в развитии культурного туризма ведется также сотрудниками нашей лаборатории – д.э.н., проф. Гординым .Э. и к.э.н., доцентом Трабской Ю.Г. Свое исследование они представят осенью на конференции в Римини, организованной коллегами из Болонского университета. 


     Если говорить о научной стороне конференции, то можно сказать, что во многих работах о секторе культуры в настоящее время преобладают качественные методы исследования, интересны работы в области маркетинга и изучения аудитории. Ряд коллег представили доклады, посвященные мотивации и предпочтениям потребителей культурных благ; интересные находки касаются того, как оценить опыт и ценность потребляемых культурных благ и услуг, что становится более важным на сегодняшний день. Несмотря на то, что многие вопросы относительно методов измерения культурного опыта остаются субъективными, многие идеи относительно того, что культурная ценность носит не только эстетический компонент, но и социальный, подтверждается все больше. Рекомендуем следующие работы по этой теме:
  • de Rooij Pieter, Understanding patterns of customer loyalty development in the performing arts
  • Walmsley Ben, "A big part of my life": A qualitative study of the impact of theatre
  • Stokmans Mia, Added value of social interaction in arts participation: New opportunities for increasing experiences Исследовании о роли новых медиа, в том числе социальных сетей, в развитии организаций культуры и туризма, в работе с аудиторией и партнерами, также были многочисленны:
  • Woong Jo Chang, The Social Media: Is it a Game Changer for Small Arts Organizations?
  • Gilmore Abigail, Not just CEOs tweeting: digital content, the arts and the cultural politics of innovation
  • Hausmann Andrea, Facebook, Twitter and Co. - New Possibilities for Performing Arts Institutions and their Viral Marketing
  • Plaza Beatriz, Silke N. Haarich, Google Analytics for Keyword Optimization: Testing with a Cultural Tourism Website.

     Еще одной интересной темой, которая уже давно и активно обсуждается исследователями в области культурной политики и арт-менеджмента – крупные культурные события фестивали, их организация, значение для развития экономики регионов, вопросы эффективности менеджмента и управления ресурсами проектов. Интересные доклады по этой теме знакомят с опытом разных стран:
  • Burke Suzanne, A Sense of Place. Carnival City, Woodbrook: The Case for Creative Clustering in Small Urban Centres
  • Ruiz-Gutierrez Jaime, Cariolina Barrios, Alejandro Valderrama, Possible relationships between organizational structure and operating results: The case of the Ibero-American Theater Festival of Bogota (FITB)


     Доклад, подготовленный Гординым В.Э. и Матецкой М.В. на тему  Culture and local development: the interaction of cultural heritage and creative industries , напрямую связан с проектом, осуществляемым в настоящий момент в лаборатории экономики культуры. В работе рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия ТИ и КН в Санкт-Петербурге, и прежде всего, территориальный аспект такого сотрудничества. Авторы предложили свою классификацию творческих кластеров, которые уже существуют в городе или потенциально могут развиваться здесь. Также, авторы обосновывают необходимость налаживания взаимодействия и кооперации организаций указанных секторов, как для получения новых импульсов для развития сектора культуры в целом, так и для развития туризма в городе. Доклад вызвал интерес зарубежных коллег, и прежде всего из стран, где культурное наследие также имеет большое значение – Италия, Франция, страны Латинской Америки. С презентацией доклада можно познакомиться  здесь .


    И наконец, несколько слов о месте проведения конференции – Антверпен – важный культурный и экономический центр Бельгии. Здесь находится второй по величине порт в Европе. Такое выгодное положение исторически обусловило в городе развитие торговли, искусства, дипломатии и т.д. В городе реализовано все, о чем любят говорить исследователи в области городского развития, основанного на культурных ресурсах: многие исторические здания и промышленные комплексы преобразованы в культурно-ориентированные центры, лофты для людей творческих профессий, выставочные пространства. Бизнес и меценаты активно участвуют в развитии новых культурных инициатив, например, открытие конференции проходило в частном Музее моды – достаточно новом музейном и выставочном комплексе в Антверпене. 

   Интересно, что помимо музея, где представлены великолепные трикотажные изделия дизайнеров со всего мира, в здании располагаются также студии и ателье модельеров, работает центр поддержки начинающих предпринимателей в индустрии моды, а в квартале, где находится музей можно найти множестве дизайнерских магазинов одежды. На фото вы найдете витрину магазина, где одежда выполнена из теннисных носков. ))) 


     
     Еще одно необычное место, которое посетили участники конференции – бывший завод и зернохранилище, находящееся в порту города, которое в настоящее время выкуплено известной семьей мецената и коллекционера Axel Vervoordt под огромный креативный район «Kannal». В девятиэтажном здании будут располагаться выставочные пространства и помещения для творческих проектов, также район предполагает наличие жилой зоны для творческих людей – резидентов квартала, наличие гостиницы для туристов. Сама идея лофта сегодня, конечно, неудивительна, но в данном случае поражает масштаб и размах устроителей, а также то, что в современном здании и индустриальном интерьере расположены коллекции экспонатов классического искусства и даже очень древнего прошлого. Все это придает с одной стороны удивительно теплую атмосферу месту, с другой стороны, вещи кажутся живыми и востребованными в современном контексте. 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.