• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекция Профессора Фэнь Чжоу

Профессор Фэн Чжоу (Fan Zhou)


7-9 апреля по приглашению руководителя Лаборатории экономики культуры НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург Гордина В.Э. состоялся визит коллег из Пекина, Университета Средств Массовой Информации.

Сотрудничество Университета Средств Массовой Информации Китая (далее CUC) и НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург теперь носит официальный характер. 8 апреля подписано соглашение о сотрудничестве между нашими университетами, которое предполагает совместную научно-исследовательскую работу и образовательные программы.

Университет Средств Массовой Информации Китая (г.Пекин) – один из крупнейших вузов Китая и ведущий образовательный и исследовательский центр в области современных медиа и коммуникаций. В университете обучаются 15000 студентов, работают 4 исследовательских института. Сотрудничество наших университетов в ближайшее время будет осуществляется в рамках двух подразделений Институт творческих индустрий (СUC) и Лаборатория экономики культуры (НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург). Общие исследовательские интересы касаются изучения развития рынка творческих индустрий, роли культуры и творческих индустрий в региональной экономике, развитию культурной политики стран. Совместные исследования в рамках текущего проекта ЛЭК «Инновационные формы взаимодействия творческих индустрий и культурного наследия» начинаются уже в этом году.

 

В рамках своего визита в Санкт-Петербург, китайские коллеги подготовили лекцию о развитии творческих индустрий в Китае, которая состоялась 8 апреля. Презентация и рассказ о развитии сектора творческих индустрий оказалась очень насыщенной фактами и информацией, яркой и впечатляющей по оформлению. Мнение студентов после лекции подтверждает общее впечатление слушателей – жить в современном Китае чрезвычайно интересно. Рекомендуем вам еще раз посмотреть открытие Олимпийских игр в Пекине в 2008 году, чтобы оценить масштаб и уровень развития культурных индустрий в Китае.

История активного развития творческих индустрий в Китае началось в 2006 году, когда в течение года был собран колоссальный фактографический материал о роли данного сектора в экономике страны и в различных аспектах регионального развития. В 2007-2008 году сектор творческих индустрий получил значительную поддержку со стороны государства, как в виде прямых инвестиций в развитие сектора, так и комплекс административных механизмов поддержки его развития. В 2008 году при правительстве Китая создан специальный исполнительный орган – Branch of Cultural Industries in China. Сегодня, вклад творческих индустрий в ВВП страны составляет 2.5%, численность занятых в этом секторе составляет 4% работающего населения страны. Эти показатели ниже, чем в развитых странах, например, США, но безусловно, что сектора ТИ – один из самых динамично развивающихся в Китае и имеет важное стратегическое значение. Интересен тот факт, что 80% всех вузов Китая готовят специалистов в сфере творческих индустрий, это не только производители творческого контента в самых разных областях, но и профессиональные менеджеры. Но, по словам, профессора Фана, и даже такие масштабы подготовки кадров не удовлетворяют в настоящий момент запросы растущего сектора, тем более что многие китайские производители в сфере творческих индустрий хотят постепенно выйти на международный рынок со своим оригинальным содержанием.

В Китае создано 214 творческих кластеров национального уровня. Наиболее динамично развивающиеся сектора – телевидение, издательская деятельность, радиовещание, киноиндустрия, сфера развлечений, искусство. При поддержке китайского правительства китайская киноиндустрия продолжает развиваться, количество компаний по производству кино уже увеличилось со 120 компаний в 2002 году до более 10 тысяч компаний в 2009 году.

К слову, крупнейший канал Китая CCTV сотрудничает с CUC, большинство сотрудников канала – выпускники этого университета. С 2009 года канал начал вещание на русском языке.

Экономический кризис неоднозначно отразился на развитии сектора ТИ в Китае. С одной стороны рынок Китая пострадал в меньшей степени, например, китайские инвесторы активно скупают японские анимационные студии, активно продвигая не только технологии создания мультфильмов, но и контент. "До недавнего времени китайские дети росли на трансформерах и ниндзя-черепашках. А если и появлялось что китайское – "Мулань" или "Кунг-фу панда" - всё равно приходило из-за океана. Сегодня, отечественная мультипликация в Китае активно развивается в мультпарках, например в Шэньчжэне. Причем, зарубежных мультфильмов, например, компании Диснея, и более популярные японские анимэ на китайском телевидении увидишь всё реже. А вот российский телесериал «Смешарики» вышел в прокат на китайском телевидение с марта этого года. Показ адаптированной версии российского мультсериала «Смешарики» стартует 7 марта на детском канале Центрального телевидения Китая (CCTV). Китайская локализованная версия «Смешариков» получила название «Кайсинцю», и сотрудничество российской компании с китайскими партерами имеет амбициозные планы.

Опыт Китая в развитии рынка творческих индустрий представляет несомненный инетерес для России. Ведь иметь культурные ресурсы – это не значит иметь творческие индустрии, необходимо внедрять эффективные механизмы, обеспечивающие развитие данного сектора. Не сомневаемся, что опыт Китая в этом направлении может быть очень интересен и полезен для России.


Ссылки: 

www.en.cnci.gov.cn

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.