• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наши проекты



Музейный квартал в Санкт-Петербурге

Студенты магистерской программы «Экономика впечатлений» и сотрудники Лаборатории экономики культуры принимают активное участие в разработке проекта «Музейный квартал Санкт-Петербурга». Данный проект предусматривает создание, исследование и продвижение уникального культурного и туристского продукта, основанного на объединении усилий нескольких петербургских музеев, выставочных залов, ресторанов и кафе. Подобные музейные кварталы созданы во многих городах, но наиболее известны Музейный квартал в Вене и Музейный остров в Берлине. Петербургский музейный квартал, созданный как единый культурный продукт несколько лет назад, предложил   экскурсии, инновационные не только по содержанию, но и по формату. Таким экскурсионным жанром стали «прогулки» по кварталу с почтальоном, дворником, писателем или масоном. Но сейчас проект входит в новый этап, на котором будет разработана и реализована концепция ориентации культурных продуктов на туристов, приезжающих в Санкт-Петербург. Именно этим и займутся сотрудники Лаборатории экономики культуры и работающие в ней студенты. Совместно со студентами  кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ будут разработаны интерактивные экскурсии, включающие в себя квесты и викторины, ориентированные в первую очередь на молодежную аудиторию.  С помощью интернет-методов будут изучены предпочтения, вкусы и источники получения информации потенциальных посетителей Музейного квартала. На следующем этапе, который начнется весной 2016 г., студенты обоих вузов начнут работать в создаваемом в настоящее время Молодежном информационно-туристическом центре. Это позволит студентам укрепить свои навыки по разработке продуктов культурного туризма, по их продвижению и по менеджменту основных процессов предоставления туристических услуг. Объединение исследовательской деятельности и практической работы в сфере культурного туризма становится, таким образом, реальным конкурентным преимуществом магистерской программы «Экономика впечатлений».

Кураторы проекта: Гордин Валерий ЭрстовичКузьмина Ксения Алексеевна
Информационный портал проекта: http://mqspb.ru/


Исследование креативного потенциала развития культурного туризма

В 2015 году сотрудники Лаборатории приступили к работе над новым исследовательским проектом "Исследование креативного потенциала развития культурного туризма". В настоящее время в сферах культуры и туризма наблюдаются новые тенденции и явления. Отличительной чертой протекающих в данных сферах процессов является активизация новых форм предоставления культурных и туристских благ и услуг, появление новых субъектов их производства и продвижения. Необходимо выстраивать новые форматы взаимодействия между традиционными учреждениями культуры и организациями креативных индустрий в части создания инновационных продуктов культурного туризма.
Целью исследования является формирование новых теоретических и практических представлений о креативном потенциале культурного туризма, реализуемом на основе инновационных методов работы учреждений культуры и креативных индустрий. Объектами исследования являются организации и проекты отрасли культуры, представляющие как культурное наследие, так и креативные индустрии, на базе которых формируются продукты культурного туризма.
В ходе исследовании используются различные методы сбора информации: интервью с организаторами, партнерами и другими акторами отрасли, экспертные опросы руководителей сферы туризма и культуры, анализ и систематизация лучших практик инновационного развития продуктов культурного туризма, социологические опросы посетителей объектов культурного наследия и картографирование потребительского поведения посетителей учреждений культуры.

Кураторы проекта: Матецкая Марина Владимировна, Кузьмина Ксения Алексеевна, Шишова Екатерина Сергеевна


ПРОЕКТ DIGITAL GASTRONOMY

Сегодня многие сферы бизнеса активно развиваются в интернет-пространстве. Эта тенденция коснулась многих областей, включая и гастрономию.  Однако какие именно модели диджитал гастрономии являются жизнеспособными, эффективными остается открытым вопросом. На решение этой проблемы и направлен данный проект. 

В рамках проекта, перед участниками стоит ряд задач: определение закономерностей и тенденций, наиболее характерных для сферы диджитал гастрономии в России и мире; оценка потенциала цифровых гастрономических ресурсов для формирования цифровой гастрономической туристской экосистемы (digital gastronomic tourism ecosystem); анализ best и worst practice в сфере диджитал гастрономии, разработка на основе изученного материала кейсов; анализ и типологизация форм диджитал гастрономии; исследование мнений потребителей диджитал гастрономии; проведение  исследований мнений экспертов сферы диджитал гастрономии; выявление перспективных моделей диджитал гастрономии; разработка экономического обоснования эффективности их функционирования. 

Куратор проекта: Трабская Юлия Георгиевна

 

ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ ГАСТРОНОМИИ 

Креативные процессы стали одним из ключевых источников формирования конкурентных преимуществ в сфере гастрономии. Стоит подчеркнуть, что в условиях экономики впечатлений важным условием выживания гастрономической сферы является ее функционирование и развитие именно как креативной индустрии. Отметим, что использование креативных, инновационных стратегий развития приносит выгоды не только отдельным организациям и гастрономической отрасли, но и территории, поскольку гастрономия стала мощным инструментом борьбы за потребителя на рынке туристических услуг, существенным ресурсом территории. Однако  креативные формы гастрономии практически не освещены в научной литературе. Таким образом, исследование креативных процессов в сфере гастрономии является актуальной исследовательской проблемой.

Задачами участников проекта являются определение закономерностей и тенденций, наиболее характерных для сферы креативной гастрономии в России и в мире (обзор научных исследований); выявление и анализ зарубежных и российских best и worst practice в сфере креативной гастрономии, разработка кейсов на основе изученного материала; создание типологизации форм и институций креативной гастрономии; исследование мнений потребителей креативной гастрономии; изучение мнений экспертов сферы креативной гастрономии; выявление перспективных путей, моделей и конкретных инструментов использования преимуществ креативности в сфере гастрономии на разных уровнях: отдельных организаций,  индустрий, территорий. 

Куратор проекта: Трабская Юлия Георгиевна 

 

ПРОЕКТ ПУТИ И ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БРЕНДОВ ДЕСТИНАЦИЙ

Сегодня страны, регионы, города находятся в условиях жесткой конкуренции на международном туристском рынке. В связи с этим активно используется практика и развивается теория брендинга дестинаций. Важно отметить, что значительное число дестинаций формируют бренд на основе традиционных туристских аттракций: высокое искусство, пляжный отдых и т.д. Однако такой традиционный образ дестинации является аттрактивным только для определенной части туристов. Для привлечения новых сегментов туристов необходимо подчеркнуть и иные яркие аспекты культуры и истории, сформировать более многогранный бренд. В условиях конкуренции такие «классические» аттракции перестают быть привлекательными для значительной части туристов, которые ищут новые, уникальные особенности дестинации. Таким образом, идентификация и продвижение индивидуальных, новых, уникальных характеристик дестинации является необходимым элементом функционирования современного туристического рынка. Особенно актуальным представляется поиск новых основ построения, дополнения, усиления бренда для российских дестинаций.

В этих условиях, выявление и анализ таких уникальных, идентичных особенностей, построение новых моделей формирования брендов дестинаций, обоснование их экономической эффективности представляется актуальной исследовательской проблемой.

Среди задач участников проекта: анализ зарубежных практик брендирования дестинаций; исследование ресурсов формирования бренда  выбранных российских дестинаций; исследование мнения экспертов; идентификация перспективных направлений формирования брендов дестинаций выбранных регионов России; разработка моделей и инструментов формирования брендов дестинаций выбранных регионов России; исследование подходов к оценке экономической эффективности внедрения брендов  дестинаций; разработка экономического обоснования эффективности реализации предложенных моделей и применения выбранных инструментов.

Куратор проекта: Трабская Юлия Георгиевна

 

ЗАВЕРШЕННЫЕ ПРОЕКТЫ

ПРОЕКТ «ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРАКТИКА В АРТ-УСАДЬБЕ "КАЙКИНО10"» 

В 2015-2016 году Лаборатория экономики НИУ ВШЭ участвовала в проекте «Деревенская практика в Арт-усадьбе “Кайкино10″» от АНО «Творческие проекты Кайкино», ставший победителем ежегодного всероссийского конкурса малых городов и сёл "КУЛЬТУРНАЯ МОЗАИКА 2015".

Основная идея проекта - это организация социокультурной молодежной практики в сельских поселениях, в ходе которой планируется изучение, выявление «точек роста», возможностей брендирования территорий (архитектурные особенности, исторические факты, производство традиционной продукции или новых продуктов, ресурсное обеспечение и т.д.).

С этой целью была сформирована группа, в которую вошла местная молодежь из трех поселений Волосовского района и студенты НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург. Участники изучали жизнь поселений, встречались с местными жителями, фермерами, предпринимателями, с которыми обсуждали уникальные особенности их территорий проживания, познакомились с интересным опытом соседнего Ломоносовского р-на. В ходе проекта ребята взаимодействовали с предпринимателями, фермерами, краеведами и выполнили проектные задания по идеям развития трех поселений.
 
12 мая в Администрации Волосовского района студенты представили результаты своей работы. Команда Беседского поселения, включавшая студентов 2-го курса бакалавриата ОП «Менеджмент» (Реут Е., Юдина Д., Маренинова М.) представила свой проект «Учись нескучно! Доступная агрономия», основная идея которого, развитие территории через комплекс образовательно-познавательных мероприятий в области агрономии – организация просветительского лагеря, в том числе для семейных групп, встречи с фермерами, акцент на гастрономический туризм, активное взаимодействие с агротехникумом, который сегодня является единственным, который готовит практиков по ветеринарии в Ленобласти и СПб. Команда Сабска при участии студентов 1-го курса МП «Экономика впечатлений» (Трефилова Е.. Фомин А., Константинова В., Некрасова А.) сделала упор на экологии и защите природы, представив свой проект «ЭкоСабск», где одна из ключевых идей это организация раздельного сбора мусора, проведение экофестиваля. Сабск славится своими природными ресурсами и заповедными зонами. Бегуницкая команда среди членов которой также были студентки 1-го курса МП «Экономика впечатлений» (Калишенко А., Кузенкова О., Алексина А.), презентовала идеи развития поселения в своем проекте «Хлебное место», где были представлены широкие возможности для брендирования территории – проведение событий и мероприятий связанных единой темой. Для развития в этом направлении уже есть сильное подспорье – широко известная за пределами поселение пекарня «Хлебная усадьба».

Подробнее о результатах - https://spb.hse.ru/ma/tourism/news/182881395.html
Подробности проекта можно узнать в группе https://vk.com/derevenskaya.praktika
Подробнее о "Культурной мозаике" можно узнать на официальном сайте: http://timchenkofoundation.org/activities/initiatives

 

В 2013-2014 годах в Лаборатории экономики культуры реализовывались проекты, посвященные изучению влияния событийной деятельности на социально-экономическое развитие территорий: проекты Программы фундаментальных исследований "Культурные события как драйвер развития малых городов" (2014 год) и "Исследование событийной деятельности как инструмента развития индустрии впечатлений" (2013 год). 

Исследование акции "Ночь музеев" (кураторы: Гордин В.Э., Дедова М.А.)

Целью исследования является изучение инновационного характера деятельности музеев и других учреждений культуры в рамках акции «Ночь музеев». В 2012 году был проведен опрос посетителей акции в музеях и других учреждениях культуры (библиотеки, арт-центры, лофты и т.п.).  Посетителям было предложено ответить на ряд закрытых и открытых вопросов об их мотивации участия в акции, уровне удовлетворенности и демографического характера. В 2013 году также был организован опрос посетителей акции.

На втором этапе исследования проводится экспертное интервью с менеджерами музеев и других учреждений культуры, принимавших участие в акции, а также сторонних экспертов в области управления в сферах культуры и туризма. В 2012 году были опрошены 28 представителей музеев и других учреждений культуры. Проведение экспертного интервью также планируется в 2013 году с целью выявления степени инновационности продукта, подготовленного специально для акции, перспектив использования разработанных продуктов в дальнейшей повседневной работе музея, выявления основные стимулы участия в акции для учреждений культуры, а также анализа потенциала развития подобных креативных проектов в Санкт-Петербурге и других городах России.

Основные публикации по теме:
 Gordin V. E., Dedova M. Cultural Innovations and Consumer Behaviour: the Case of Museum Night //  International Journal of Management Cases . 2014. Vol. 16. No. 2. P. 32-40.
Дедова М. А., Колычева А. В. Событийная деятельность как инструмент развития музеев (на примере "Ночь музеев") // В кн.: Музей и проблемы "Культурного туризма": Материалы двенадцатого Круглого стола, 10-11 апреля 2014 года. СПб. : Издательство Государственного Эрмитажа, 2014. С. 51-54.
Гордин В. Э.Хорева Л. В., Дедова М. А. Совершенствование музейного менеджмента на основе развития событийной деятельности // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2014. № 4. С. 73-82.
Dedova M. Development of Public Cultural Services Management: Study of the Night of Museums, in:  Current Trends in Public Sector Research. Proceedings of the 17th International Conference, Šlapanice, 17-18 January 2013 . Brno : Masaryk University, 2013. P. 21-28.

Исследование услуг фестивалей военно-исторической реконструкции  (кураторы: В.Э. Гордин, М.А. Дедова)

Исследовательский проект направлен на изучение услуг как инструмента влияния на степень удовлетворенности различных категорий участников фестивалей и других мероприятий реконструкторов. Под услугами в данном контексте понимается производство и последующее распространение различного рода атрибутов, необходимых для исторической реконструкции, консультации исторического и культурологического характера, услуги по менеджменту и маркетингу клубов и фестивалей, проводимых ими. В ходе исследования проводится анкетирование участников реконструкторского движения.








Основные публикации по теме:

Gordin V. E., Dedova M. Social Entrepreneurship in the Informal Economy: a Case Study of Re-enactment Festivals //  Journal of Enterprising Communities . 2015. Vol. 9. No. 1. P. 6-16

Изучение социально-экономического значения фестивалей культуры

Данный проект реализовывался совместно с магистерской программой «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» (специализация: «Менеджмент событийного и культурного туризма»). Основной целью исследования является изучение влияния фестивалей культуры на социально-экономическое развитие территории на примере Фестиваля джаза в финском городе Пори, который ежегодно принимает более 130 тысяч участников и посетителей. В целях исследования предполагается проведение интервью с различными группами стейкхолдеров, такими как организаторы фестиваля, его участники, посетители, а также местные власти. 

 


Основным направлением исследований Лаборатории в 2011-2012 годах была тема инновационного взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий. Ниже представлена краткая информация о наших основных проектах в рамках данной темы

Эмпирическое исследование по оценке взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий (кураторы: Матецкая М.В., Хорева Л.В.)

В рамках проекта проводится опрос экспертов для получения эмпирического и фактографического материала о формах и перспективах взаимодействия творческих индустрий и культурного наследия в России; планируется разработать рекомендации по регулированию взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий в отдельных отраслях для более эффективного использования данного взаимодействия в решении социальных и экономических проблем территорий.

Современные методы управления в музее (кураторы: Матецкая М.В., Закревская Е.П.)

Исследовательский проект имеет рабочее название "Применение системы сбалансированных показателей (далее ССП) в организациях сферы культуры на примере Центрального военно-морского музея, Санкт-Петербург". Цель данного проекта  развитие методологии ССП, в частности, обоснование  показателей, отражающих инновационную деятельность организаций культуры.

Формирование гастрономических брендов Санкт-Петербурга и российских регионов (кураторы: Гордин В.Э., Трабская Ю.Г.)

Брендинг городов и территорий давно стал предметом разнообразных исследований. В последние годы в рамках маркетинговых стратегий развития территорий формируется еще одно направление брендинга – гастрономический брендинг. Авторы провели исследование, включавшее в себя обследование ориентированных на обслуживание туристов ресторанов и кафе и экспертный опрос специалистов в области общественного питания, туризма, территориального маркетинга и брендинга в Санкт-Петербурге. Являясь одним из крупнейших туристических центров Европы, наш город активно развивает различные формы культурного туризма, использующие прекрасную архитектуру, богатые художественные коллекции, высококлассные исполнительские коллективы. Однако, для более полного удовлетворения потребностей туристов и создания у них всестороннего впечатления о городе возникает потребность в формировании гастрономического бренда города, усиливающего его сложившийся туристический бренд. Данное исследование является одной из первых попыток в России целенаправленного создания гастрономического бренда туристской дестинации, не имеющей собственных аутентичных кулинарных традиций.

Исследование социально-демографических характеристик, мнений и предпочтений потребителей традиционных культурных продуктов в условиях активизации взаимодействия учреждения культуры с творческими индустриями (куратор: Магидович М.Л.)

Целью исследования является разработка рекомендаций по расширению постоянной аудитории и продвижению бренда Большого зала Санкт-Петербургской академической филармонии на рынок туристических услуг города, используя потенциал взаимодействия с организациями творческих индустрий.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!