• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа «Creative Regions 2011» в Университете Кента (Великобритания) Отчет Юлии Папушиной

Creative Quarter в Фоулкстэне


     Начать следует с того, что Великобритания – лидер в продвижении креативных индустрий и их продуктов как важнейшего ресурса развития территорий и улучшения качества жизни местных сообществ. Это, по сути, национальная политика, которая, однако, опирается не только и даже не столько на государство и его ресурсы, сколько на инициативы предпринимателей, местных сообществ и практиков креативных индустрий. Во избежание недоразумений следует несколько слов сказать о том, что такое креативные индустрии, и почему они становятся все важнее для развития территорий. Сама по себе деятельность по производству тех или иных культурных ценностей, конечно же, не нова. В середине прошлого века социальные ученые ввели для обозначения этих сфер занятости понятие культурные индустрии. Однако к концу XX – началу XXI века стало ясно, что сюда уверенно входит широкий спектр других направлений деятельности: реклама, дизайн, мода, различные разновидности медиа, программное обеспечение, звукозапись и многое другое, связанное, в том числе, с возможностями, предоставленными цифровыми технологиями. Поскольку школа, в работе которой я приняла участие, проходила в Британии, наше понимание креативных индустрий ограничивалось принятым в этой стране списком: реклама, архитектура, искусство и антикварный рынок, ремесла, дизайн, мода, фильмы, видеоигры, музыка, исполнительские искусства, издательство, программное обеспечение, телевидение и радио. Британское понимание креативных индустрий включает в себя как давно существующие культурные индустрии, так и недавно оформившиеся, связанные с новыми технологиями и основанные на знаниях направления деятельности, возникшие из них. Однако надо отметить, что это определение отнюдь не универсально, нормальным является то, что в других странах этот список адаптируется к специфике регионального понимания и практике работы с креативными индустриями. 

Инсталляция художника Хью Лока в церкви Святой Марии в Folkestone Triennial


     Значимость креативных индустрий для экономического и социального развития территорий, поселений и сообществ доказана многочисленными экономико-статистическими исследованиями, как международными, прежде всего, проводимыми UNESCO, так и британскими. Кроме того, развитие креативных индустрий дает массу возможностей, в неполный список которых можно включить организацию досуга жителей сообщества, образовательные программы, привлечение туристов и создание рабочих мест для наиболее уязвимых социальных групп. Все это способствовало тому, что ряд территорий в Великобритании рассматривают развитие креативных индустрий как один из важнейших ресурсов для своего развития и с разной степенью успешности поддерживают отрасли, относящиеся к креативным индустриям.

     Интенсивное общение с коллегами в процессе обсуждения исследовательских проектов, практического опыта и теоретических подходов позволило мне систематизировать и углубить представления об актуальных исследовательских направлениях, увидеть и понять страновые особенности подходов к развитию креативных индустрий, их связь со специфическими целями конкретных территорий и познакомиться с коллегами из разных стран. Главным отличием английской традиции развития и исследования креативных индустрий является её ориентированность на социальный и экономический эффект искусства, творческих инициатив и гораздо меньшая связь с культурным наследием и искусством ради искусства, что характерно для французского или китайского подхода к этой теме.

     Важной и полезной составляющей этой летней школы были поездки в городки Мэдвэй, Фоукстэн и Магрэйт. Все они находятся на побережье и по разным причинам потеряли свое значение как промышленные или курортные центры. Решая задачи выживания и развития, эти населенные пункты выбрали развитие креативных индустрий как один из ресурсов привлечения туристов выходного дня, создания более комфортных условий для местных жителей, привлечения студентов и удержания образованный молодежи. 

    Эти поездки позволили мне увидеть, насколько разными путями могут быть реализованы стратегии развития территорий, включающие развитие креативных индустрий. Встречи с участниками процессов культурного возрождения, предпринимателями и представителями креативных индустрий показали, что важнейшей составляющей английского успеха в использовании креативных индустрий как ресурса для развития территорий является поддержка культуры креативности, выходящей далеко за пределы привычных нам театрально-музейно-фестивальных проектов, четкое целеполагание, понятность и прозрачность, которые свойственны управленческой культуре в увиденных нами городах. При этом ни организаторы школы, ни выступавшие перед нами практики и исследователи не скрывали, что развитие креативных индустрий отнюдь не панацея, решающая все экономические и социальные проблемы территории. 
Участники школы на ступенях галереи Turner Contemporary. В первом ряду слева – Кэроллэйн Чэпэйн, предпоследнийряд, крайняя справа – Роберта Комьюниэн.


     Организаторы школы, Кэролэйн Чэпэйн (Университет Бирмингема), Роберта Комьюниэн (Университет Кента) и Ник Клифтон (Кардиффская Школа Менеджмента), создали и развиваютСеть исследований креативных регионов в Европе, которая поддерживается Ассоциацией региональных исследований. Эта исследовательская сеть охватывает специалистов, заинтересованных в многоплановом изучении развития креативных индустрий в различных европейских контекстах. Именно на исследование кросскультурных и междисциплинарных вопросов развития креативных индустрий был сделан упор во время летней школы, где в качестве докладчиков выступали исследователи, имеющие опыт кросскультурных проектов и работы в разных странах, а также сотрудники организаций, работающих с креативными индустриями в Латинской Америке, Канаде и Великобритании. Широкая география участников летней школы (Индонезия, Испания, Германия, Австрия, Словакия, Чехия, Словения и Бразилия) позволила также сравнить и обсудить опыт и проблемы развития креативных индустрий в разных управленческих культурах. 

     Резюмируя, могу сказать, что из Университета Кента я привезла множество вопросов, идей и параллелей, осмысление которых, как мне кажется, является важным ресурсом для исследователя, работающего с категориями, возникшими в иной ситуации и иной управленческой культуре.








 

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!