• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Культурные индустрии: взгляд экономиста, социолога и менеджера»

 

Неоднозначная креативность 


Марина Матецкая, доцент кафедры менеджмента и руководитель междисциплинарного семинара «Культурные индустрии: взгляд экономиста, социолога и менеджера», проведенного при поддержке Управления академического развития НИУ ВШЭ, рассказала, почему ученые считают, что при подготовке ультрамодного интерактивного проекта, нужно быть предельно внимательным и учитывать множество факторов.  

- Задача семинара была в том, чтобы показать многообразие подходов к этому популярному, часто обсуждаемому понятию «креативные» и «культурные» индустрии. Нам было интересно представить взгляд экономистов, понимающих эту отрасль как динамичную, предъявляющую уникальные продукты и играющие значительную роль в экономическом развитии городов. Мы посмотрели на эту проблему также с точки зрения новых технологий социального управления. Для менеджеров эта тема тоже является интересной, поскольку творческие люди требуют к себе другого внимания и других методов руководства, в том числе с позиций мотивации, более сложных методов оценки результатов деятельности. К тому же в этой сфере чаще всего речь идет о проектных технологиях, и об этом тоже было очень интересно говорить. 

Порядок выступлений и содержание докладов были подобраны таким образом, чтобы отразить спектр существующих научных подходов к этой проблеме. 

- Давайте немного конкретизируем это понятие, обсуждению которого было посвящено такое количество докладов. Что такое культурные индустрии?  

- Действительно, в качестве одной из задач семинара стала попытка разобраться в этом сложном понятии. Наши молодые коллеги, стажеры-исследователи Лаборатории экономики культуры – Алена Сорокина, Александр Лявданский и Надежда Бойцова, подготовили и провели игру для студентов, которая называлась «Определение культурных индустрий», в ходе которого студенты, пришедшие на семинар, познакомились с тремя разными классификациями, объясняющими этот термин и поняли насколько собирателен данный термин, разнообразны виды деятельности, скрывающиеся за этим красивым словосочетанием .

 

Ядром этого понятия является, безусловно, творческая составляющая в культурной сфере и искусстве, которая включает музейно-выставочные объекты, архитектуру, исполнительские виды творчества, и художественную деятельность и т.д., но сейчас это имеет продолжение в производных явлениях, с тем, что связано с Интернет-культурой, новыми креативными проектами, фотографией, дизайном, новыми медиа и т.д. 

На семинаре неоднократно звучал вопрос «Так что же такое креативность? Что мы можем считать креативными индустриями. Есть ли разница между креативными и культурными индустриями?», и было очевидно, что это весьма дискуссионный острый вопрос, который интересно обсуждать. Наша рабочая группа придерживается терминологии, которая сейчас является доминирующей (документы по креативной экономики ЮНЕСКО). А наши студенты во время игры познакомились с тремя разными классификациями и подходами к определению творческих индустрий, и сами поняли насколько сложное это понятие, и как это может варьироваться набор рассматриваемых отраслей в зависимости от контекста.

 

- Давайте определим основные подходы к этой проблеме экономистов, социологов и менеджеров.  

- Несмотря на то, что экономисты на сегодняшний момент располагают достаточно разнообразными инструментами оценки изучения (экономические подходы к проблемам креативной экономики были представлены докладами Юрия Автономова «Эмпирические исследования спроса на культурные блага» и Елены Подколзиной «Сфера культуры глазами экономиста: подход институциональной экономики»), их подходы не в состоянии отразить всю сложность процессов развития креативной экономики. Традиционный подход, который мы имеем в экономической теории на сегодняшний день достаточно ограниченно может быть использован для объяснения этих уникальных явлений, результаты социологических исследований, работы по урбанистике, исследования о мотивации творческих предпринимателей, менеджменте в данном секторе представляют большой интерес. 

Наши коллеги с кафедры общего менеджмента Пермского филиала ВШЭ поделились результатами своих исследований, касающихся роли креативных индустрий в городском пространстве. Так, Ирина Шафранская познакомила с возможностями cojoint analysis, где влияние креативных индустрий было показано сквозь призму экономических, управленческих эффектов, или других, важных для города, характеристик. 

Конечно же, в этой сфере социологи являются одними из ключевых исследователей. Их доклады были наиболее многообразными. У нас было представлена концепция организационных полей (Александр Пронин), исследование креативного класса, и его роли в городском развитии (Анна Желнина). Доклад Юлии Папушиной из Перми был посвящен городским штампам в отношении творческих индустрии и их истоках, Ани Закарян, магистрантка ГиМУ, рассказала о креативности горожан. Очень интересный доклад был у наших коллег из Центра независимых социологических исследований, которые показали, как творческие индустрии развивались на протяжении 2000 годов в Санкт-Петербурге, представили наиболее интересные проекты, показали их сегодняшние интерпретации, в том числе была интерпретирована модель Новой Голландии. Их взгляд был достаточно необычен и интересен, а тезисы заставили задуматься о том, есть ли подводные камни у концепции креативного города, креативного класса, какие ошибки могут быть сделаны в случае необдуманного следования нашумевшим идеям.

- И правда, какие негативные стороны имеются у творческих проектов Новой Голландии?  

- Один из наиболее очевидных моментов тот, что за калькой креативности и доступности для всех, скрывается такой же подход, как, например, при посещении дорогого ресторана. В итоге, Новая Голландия претендует на элитарность и исключительность, креативность посетителя: социологи отметили фейс-контроль при входе на мероприятия, охрану, которая пропускала не всех. Если мы говорим, что креативные индустрии отражают идеи доступности и соучастия, то архитектурный ансамбль должен принадлежать не только молодежи, но и остальным категориям жителей: пенсионерам, детям, жителям района и т.д. 

Этот пример заставляет задуматься, поскольку большинство проектов Public art, которые популярны сейчас в городском пространстве, нацелены исключительно на молодежную аудиторию, и получается, что люди после 35 лет и до 20 лет выключены их городского пространства креативных процессов и проектов. И интересная мысль, которая прозвучала в отношении глобального движения креативных городов, посылающих сигналы, что креативный город предназначен для молодых, активных, креативных и т.д., но если вы таковым не являетесь, здесь для вас места нет. Очень важно быть осторожным в составлении таких концепций и внимательным к множеству нюансов. Ажиотаж в отношении креативности существует, он существует во всем мире. Но разность эффектов и подходов имеет ключевое значение – для кого мы это делаем и ради каких целей.

 


- Обсуждался ли тезис на семинаре о том, что креативным быть выгодно?  

- Такой посыл существует. Креативным быть выгодно, к тому же это, безусловно, заключает в себе массу перспектив. Но сами креативщики, которых мы пригласили, скорректировали этот посыл, указав, что креативным быть выгодно, интересно и безумно сложно в существующих условиях. 

В рамках семинара мы пытались так же выяснить у наших гостей, что же им мешает развиваться, находят ли они поддержку у государства, муниципалитета, бизнеса или жителей районов. Креативным быть выгодно, только если ты интересен своим потребителям, тем людям, ради кого ты работаешь. И нужно признать, что для этих перечисленных мною категорий неочевидна нужность деятельности «креативщиков». И дискуссии как раз и разворачивались вокруг всех этих проблем, составляющими которых стал поиск новых моделей взаимодействия творческих организаций и разнообразных коммерческих, государственных, общественных институтов. Например, отсутствие информационной поддержки многими называлась как актуальная проблема, мешающая сотрудничеству и развитию творческих индустрий в городе. С другой стороны, неявность результатов деятельности организаций в секторе творческих индустрий, их низкая вовлеченность в решение насущных проблем городского развития, пока не способствует широкой активности в финансировании проектов и организаций креативных индустрий. 

Таким образом, мы подошли к тому, что следующий шаг, интересный для нас, для исследований и последующего анализа – это поиск и нахождение моделей взаимодействия творческих индустрий и других секторов экономики, анализ роли посреднических структур в развитии рынков творческих индустрий, способных помочь найти общие интересы для креативщиков и окружающего мира. Мы благодарим всех участников дискуссии за то, что они были максимально открыты и активны в дискуссии, это сделало семинар очень интересным и живым, позволило конкретизировать многие сложные вопросы.

Отчет о студенческой игре 

Лаборатория экономики культуры организовала и провела большой научный семинар «Культурные индустрии: взгляд экономиста, социолога и менеджера». В течение двух дней собственно экономисты, социологи, менеджеры и сочувствующие в лице преподавателей и студентов Вышки, а также приглашенные представители творческих индустрий обсуждали вопросы взаимодействия творческих индустрий с исследователями, влияния творческих индустрий на развитие общества и многие другие интересные вопросы. Нельзя не отметить, что многие студенты, заинтересовавшиеся мероприятием, до этого момента не были знакомы со многими терминами, темами обсуждения и концепциями классификации индустрий креативной экономики. Поэтому в конце первого дня презентаций и дискуссий, сотрудники ЛЭК организовали студенческую игру-обсуждение для тех, кто хочет углубиться в тематику семинара. 

В результате были сформированы 3 команды, каждой из которых было необходимо не только разобраться в терминах креативной экономики, творческих индустрий и смежных понятиях, но и выполнить ряд других заданий. Студенты получили три международных классификаций творческих индустрий: 
1. UK DCMS model 
2. Concentric circles model 
3. WIPO copyright model 
Ребята должны были представить их в презентации так, чтобы и аудитория, и эксперты поняли в чем специфика той или иной классификации. На основе представленных статей, студенты разобрались в чем суть понятия "креативный город" и разобрались, подходит ли Санкт-Петербург под это определение. 

Несмотря на то, что игра проходила в конце дня, и что эксперты и ребята устали, все четыре презентации получились отличными, четко отражающими ссуть заданий. Студенты, разобравшись, заинтересовались тематикой и и прекрасно представили результаты свокомандной работы. 

В конце презентаций, все получили заслуженные сертификаты и довольные закончили этот насыщенный день.



 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!