• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференция «Creative Entrepreneurship - for a Competitive Economy»,Таллин (Эстония) - 18-21 октября 2011



Небольшие заметки о больших проблемах



Марина Матецкая приняла участие в конференции Creative Entrepreneurship - for a Competitive Economy Таллин, 18-21 октября 2011.  

В октябре в Таллине состоялась конференция по вопросам развития предпринимательства в сфере творческих индустрий.
Программа конференции была очень интересной и насыщенной, опытом развития творческих индустрий поделились коллеги из Великобритании, Эстонии, Дании, Швеции, Финляндии, России, Китая и Бразилии. В качестве докладчиков были приглашены ведущие ученые и эксперты в области развития творческих индустрий и государственной политики, например, Dr Tom Fleming, Director Tom Fleming Creative Consultancy, Prof. Justin O’Connor, Professor of Creative Industries Faculty Queensland University of Technology, Brisbane, Australia.


Список участников и презентации ключевых докладчиков можно найти на сайте конференции www.creativeestonia.eu

 

Надеюсь, материалы конференции воодушевят интересующихся данной темой на новые исследования и реальные действия, а я делюсь собственными мыслями после посещения конференции. 

Удачного перевода термина Creative Entrepreneurship я пока не нахожу в русском языке, и к сожалению, примеров этого явления в российской практике тоже пока немного. Хотя творческие индустрии трактуются достаточно широко, главным результатом их влияния на наше общество и социально-экономическое развитие становятся генерирование новых идей, их реализация в различных сферах производства и общественной жизни. Не этот ли смысл мы и вкладываем в термин «инновации»? Насколько тема творческих индустрий про искусство и культуру, а насколько про бизнес и предпринимательство - во многом зависит от контекста рассмотрения, но это всегда сочетание бизнеса и творчества, нестандартный подход к стандартным проблемам. 

Подбирая аналоги того, что понимается под этим ярким словосочетанием creative entrepreneurship, приходит на ум пословица «голь на выдумки хитра». Этим хочется подчеркнуть, что малыми средствами можно создать уникальные новые товары, услуги или технологии, которые обеспечивают конкурентное преимущество в современной экономике - экономике впечатлений. Например, роль креативных индустрий должна широко рассматриваться в контексте городского развития, где ресурсами для креативных проектов может стать, все что угодно. Роль креативного предпринимателя как раз и будет заключаться в том, как из того, что буквально под руками (и под ногами тоже) сооружать новые продукты и услуги, в которых нуждаются окружающие, причем диапазон результатов может быть от утилитарных и эстетических удобств жизни до шедевров искусства и культуры. 

«Меньше слов – больше дела», – второй лозунг, который характеризует особенности развития сектора творческого предпринимательства. Большинство проектов успешны в этой сфере в основном благодаря лидерским качествам основателя, его способностям создать команду единомышленников и найти своего потребителя. Трата времени на поиск дополнительных средств финансирования (со стороны бизнеса, государства) часто оборачивается неоправданно высокими транзакционными издержками, что иногда превышает конечный результат. Выстраивание горизонтальных связей, развитие небольших проектов – это то, что делает творческого предпринимателя успешным. 

Большинство фирм в сфере творческих индустрий – микро-организации и энтузиасты, создающие проектные команды, тесно общающиеся в среде единомышленников. Специфика их деятельности – создание инновационных продуктов и услуг, неопределенность спроса, высокие риски реализации продукции, нестабильность финансирования и т.д. В большинстве случаев, такая деятельность не может обеспечить генерирование устойчивого дохода, нужно постоянно меняться, чтобы искать новые творческие идеи и пути их воплощения. Чтобы креативные предприниматели могли развиваться, а данный сектор расти, необходимы соответствующая инфраструктура и технологии креативного менеджмента, в том числе: информационные, партнерские, финансовые, правовые и др.

 

После конференции остается больше вопросов, чем ответов. С одной стороны, все о чем говорится верно и находит реальное подтверждение в жизни, особенно, когда ты находишься в Таллинне или, например, в Лондоне или в Хельсинки. С другой стороны, разговоры о творческих индустриях и их ключевой роли для экономического развития кажутся абстрактными рассуждениями или лозунгами, когда ты оказываешься в родном российском городе. Вопросы, с которыми я вернулась с конференции, хочется предложить для обсуждения читателям: 

- Что может принести искусство и творческий подход в решении городских проблем развития (например, в решении проблем общественного транспорта? вопросов высокой миграции населения из разных стран? ) 

- Любой предприниматель креативен, но не любой «креативщик» является предпринимателем – так, кто ты и откуда загадочный творческий предприниматель? 

- Что-то реально изменить в городском развитии – значит победить в борьбе с административной системой города, крупными организациями и институтами самого разного профиля, пассивностью окружающих и т.д. – как при таких условиях выживать микроорганизациям и проектам в сфере творческих индустрий? 

- При обсуждении вопроса о роли информационных и художественных технологий и творческих индустриях важно понимать, что технология - только инструмент, а вот для чего он будет использоваться - должно стать основным вопросом. Будете ли вы технологиями театрального искусства выстраивать организационную культуру в компании или повышать производительность и креативность сотрудников, превратите ли вы муниципальную библиотеку в основной центр информации и коммуникации, снабдив ее необходимым оборудованием и предоставив зоны wifi, -важно понимать, для чего нужно использовать креативные технологии, и как можно выстраивать партнерские отношения для реализации таких проектов и эффективного общения и работы. 

- Креативность – это и есть та трансформирующая сила, которая может преобразовать и мягкую инфраструктуру (нас самих, отношение и восприятие действительности, пресловутый менталитет, неформальные институты, экономические, политические, социальные и иные условия жизни) и жесткую инфраструктуру (преобразовать пространства, здания, транспортную сеть и т.д.) или это нечто другое? Все, что представляет наше общество – это и культура, и организация пространства, и образ жизни людей и представление о будущем, может быть объектом креативной трансформации или нет? 


Марина Матецкая
Таллин 21 октября 2011

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!