• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Творческие пространства города

26 июня состоялась лекция Мелани Пост «Креативные пространства: мечта или решение повседневных проблем», на котором председатель Совета по культуре и искусству Роттердама рассказала об использовании заброшенных городских пространств жителями города. Опыт Роттердама является уникальным, так как во время Второй Мировой войны, центр города был разрушен полностью, что стало предпосылкой для нового строительства, отвечающего современным стандартам жизни.

26 июня в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург прошел семинар «Творческие пространства, мечта или решение?» с участием экс-председателя Совета Роттердамской культуры и искусств Мелани Пост ван Офем и генерального консула Королевства Нидерландов в Санкт- Петербурге Ханса Карела Весселинга.

 

Семинар, организованный лабораторией экономики культуры, был посвящен опыту использования пустующих промышленных и общественных зданий и развитию на их базе современных творческих пространств.

«Мы заинтересованы вести диалог о культурной политике. Сегодня речь пойдет о возможных путях развития современных креативных пространств, о том, как может город меняться, не уничтожая свое историческое наследие. В вашем университете мы проводим не первую презентацию и видим интерес к этой тематике. Санкт-Петербург – прекрасный город, мы очень хотим, чтобы его исторический центр сохранялся и у нас есть опыт развития  старых территорий, мы им готовы поделиться, но решать, что из предложенного использовать вам – это ваш город. Сегодняшняя встреча проходит в НИУ ВШЭ и это очень важно для нас, потому что мы, так же как и руководство университета, заинтересованы в международном обмене идеями и опытом», - отметил генеральный консул, открывая семинар. 

Мелани Пост ван Офем долгое время была председателем Совета Роттердамской культуры и искусств и советником мэра Роттердама в этих вопросах. В своем выступлении она коротко познакомила собравшихся с историей развития второго по величине и самого современного из всех голландских городов. Во время Второй мировой войны город был сильно разрушен немецкими бомбардировками, и его пришлось строить практически заново. Роттердам сильно отличается от других городов Нидерландов, так как восстанавливали его архитекторы многих стран мира, и им была предоставлена полная свобода творчества. Роттердам представляет собой резкий контраст Амстердаму почти по всем направлениям - это Голландия, устремленная ввысь и вперед, и не только архитектурными прямыми линиями, но и экономической активностью. При этом примерно 30% населения города имеет не голландские корни, что тоже накладывает отпечаток на его облик. Как любой современный мегаполис, Роттердам активно развивается не только в экономическом, но и культурном плане, а это требует особого подхода к использованию городского пространства и созданию новой урбанистической среды.

«В Нидерландах мы бережем архитектурные памятники, принимая важные решения, не только учитываем потребности города, но и мнение горожан. Когда они выступают против сноса здания, не имеющего исторической ценности, мы стараемся его сохранить. Сегодня я хочу показать, как можно использовать старые сооружения, меняя их функции», - определила тематику семинара Мелани Пост ван Офем.

Она отметила, что в Роттердаме много молодежи, которая ищет пространства для культурного роста и воплощения  своих идей. Городской совет заинтересован в поддержке творческой молодежи, поэтому для многих начинающих художников Роттердам становиться «подкидной доской», дающей старт их развитию. Город выделяет средства на развитие творческой индустрии.

«Этот модный термин придает новый лоск искусству, но его суть столь многогранна, что дать четкое определение понятию «творческая индустрия» достаточно сложно, так как оно объединяет очень разные виды деятельности – административные, технические, художественные, то есть все, что может быть связано с развитием креативных пространств. Достаточно сказать. что эта сфера объединяет представителей 69 профессий», - пояснила Мелани Пост ван Офем.

В своей презентации гостья из Нидерландов привела примеры наиболее ярко показывающие, как может меняться городская структура с учетом требований времени.

Первый городской проект – старый элеватор, в его корпусах сначала был устроен большой концертный зал и пространство для танцевальных вечеринок, название которых можно перевести, как «Сейчас и круто!», а остальные помещения стали сдавать за небольшую плату старт-ап проектам. В итоге в депрессивном и непопулярном районе города появилось 55 новых бизнесов, в том числе творческой направленности. Это пример того, как промышленные зоны, так называемый «серый пояс» города может получить вторую жизнь.

Еще один проект начался с желания двух студенток Академии скульптуры создать площадку для выставок, им было предложено пустующее здание, развитием которого они занимаются уже несколько лет. Центр стал называться «Роттердам. Приключения, еда и искусство», в нем появились сцены для выступлений и лекций, площадки для обмена мнениями, пространства для фотосъемок и размещения экспозиций, активно развивается и прилегающая территория. В результате в неблагополучный квартал потянулись студенты, и его характер стал меняться.

Особая зона Роттердама Witte de Withstraat - улица, объединившая пять центров современного искусства и ставшая своеобразной лабораторией для экспериментов художников. Финансовая поддержка муниципалитета помогла превратить частную инициативу в успешный проект и достопримечательность города.

Наиболее интересной градостроительной идеей для Роттердама стало переоборудование заброшенного и находившегося под угрозой сноса здания Schieblock, расположенного в самом центре города. Благодаря команде из архитектурного бюро ZUS, предложившему альтернативную стратегию развития территории, оно превратилось в популярное место проведения культурных событий с огородом на крыше. А мост, построенный из досок, на которые были нанесены имена горожан, сделавших денежный взнос, стал воздушным переходом, соединившим два района города, что позволило улучшить жизнь населения. Муниципалитет выделил на возрождение объекта и реализацию творческих идей 4 млн. евро. Проект получил несколько международных премий, а голландское архитектурное бюро ZUS ищет новые способы повысить экономическую эффективность здания и реинвестируют средства в дальнейшее развитие квартала.

Бывший аквапарк «Тропикана» - еще одно покинутое владельцами и ветшающее сооружение оригинальной конструкции. Долгое время никто не мог предложить проект, способный возродить некогда популярный центр отдыха. Когда инициативная группа принесла в муниципалитет проект по выращиванию грибов «Rotter Zwam», он был рассмотрен и одобрен.

Завершая свое выступление Мелани Пост ван Офем, подчеркнула, что, не смотря на большое число интересных инициатив, надо помнить, что рынок сбыта творческой продукции небезграничен и для развития городских пространств, необходимо все время искать и создавать новые возможности.

Именно о новых возможностях шла речь и в ходе обсуждения выступления, в котором принимали участие руководители ряда креативных пространств Санкт-Петербурга: «Музей уличного искусства», «Центр современного искусства им. Сергея Курехина», «Балкон», «Бай-бай балет», а также ассоциации «Гильдия управляющих и девелоперов Санкт-Петербурга».

Подводя итоги семинара Валерий Эрнстович Гордин, заместитель директора НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, декан Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента отметил, что понимая интерес к заявленной теме, университет решил проводить подобные встречи на регулярной основе: «Наша лаборатория экономики культуры объединяет академическую среду и практику креативной индустрии, нам всегда есть, что обсудить с представителями творческого и бизнес сообщества».

 

Melanie Post van Ophem
Since 2009 till June 2015 - chairman of the Rotterdam Council for Arts and Culture. She is president of the Historical Society Roterodamum and several affiliated foundations (Drs. HH Horsting Prize, Foundation Endowed Chair in the History of Rotterdam). She was also president of Club 25, an association dedicated to promoting the city of Rotterdam. She was previously director of the Museum Ships from Distant Countries and director of the Outdoor Museum of inland navigation. Post Ophem studied at the Dance Academy of Amsterdam and the Inter-Cultural Management Faculty of the Amsterdam Institute of Arts.