• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как исследователю следует управлять научными данными?

Младший научный сотрудник Лаборатории М.А. Дедова рассказывает о своем участие в воркшопе «Введение в управление научными данными для исследователей социальной сферы («Introduction to Research Data Management for Social Scientists»)

Воркшоп «Введение в управление научными данными для исследователей социальной сферы» был организован Институтом прикладных наук им. Лейбница GESIS, подразделение которого является крупнейшим архивом научных данных по социальным наукам в Европе. GESIS располагает несколькими площадками в Германии. Этот воркшоп проходил в Кёльне с 20 по 22 марта. В течение интенсивных трех дней мы прослушали курс теоретических лекций и приняли участие в практических занятиях, нацеленных на повышение уровня осведомленности исследователей об основных принципах организации и планирования работы с данными. Участниками воркшопа были исследователи из таких университетов Европы, как Университет Гётеборга (Швеция), Берлинский Университет имени Гумбольдта, Университет Бонна, Университет Лейпцига, Университет Штутгарта (Германия), Университет Бухареста (Румыния).

Среди тем воркшопа я бы выделила следующие: лицензирование данных, вопросы этики и анонимизации данных, документирование и создание метаданных, хранение, создание резервных копий и безопасность данных, их архивация и сохранение для последующего использования, составление планов работы с данными. Именно предоставление плана работы с данными (data management plan) является одним из основных требований к получению исследовательских грантов в Великобритании, а в ближайшем будущем эта практика распространится и на всю Европу в рамках требований, предъявляемых Европейской комиссией к исследовательским проектам, претендующим на финансовую поддержку.

Я особенно хочу отметить полезность таких мероприятий для молодых исследователей, которые не имеют большого опыта в сборе и обработке или просто обращении с эмпирическими данными, а потому неосознанно совершают ошибки, способные серьезным образом сказаться в дальнейшем на качестве исследования или негативным образом повлиять на репутацию исследователя.