Пульсирующие организации в сфере культуры: доклад на международной конференции «Innovation in management and business: future global challenge»
Cтажер-исследователь Лаборатории экономики культуры и аспирант второго курса специальности «Экономика» НИУ ВШЭ- Санкт-Петербург Эльканова Елена выступила с докладом на международной научной конференции «Innovation in management and business: future global challenge». Конференция была организована Санкт-Петербургской школой экономики и менеджмента НИУ ВШЭ и проходила 27-28 ноября в кампусе на Кантемировской улице в Санкт-Петербурге.
Доклад был посвящен управлению пульсирующими организациями в сфере культуры. Данный вид организаций характеризуется рядом особенностей: нацеленность на выполнение конкретной задачи; наличие ярко выраженных этапов цикла планирования; цикличность операционного процесса; последовательная смена этапов; запланированный период сокращения или полного прекращения деятельности организации. Можно выделить несколько последовательных стадий: подготовка, активная деятельность, завершение и прекращение деятельности. Исследователь подчеркнула, что термин не является широко распространенным, тем не менее, в сфере услуг достаточно примеров такого типа организаций: выставки, фестивали, ярмарки, масштабные спортивные мероприятия и чемпионаты, различные мероприятия под открытым небом, сезонные базы отдыха, лагеря, горнолыжные курорты.
Актуальность темы обусловлена современными тенденциями в сфере услуг. Доля услуг в валовом внутреннем продукте развитых стран постоянно растет. Сфера услуг развивается быстрыми темпами, появляются новые организационные структуры и модели функционирования. Хозяйствующие субъекты в сфере культуры все чаще используют проектный подход для реализации своих задач.
Изучение пульсирующих организаций важно в контексте дискуссий экспертов на тему конкурентоспособной модели развития организации в современной нестабильной среде. Менеджеры организаций имеют возможность спроектировать данную структуру и заранее запланировать распределение ресурсов на разных стадиях деятельности организации: либо переориентировать бизнес на этапе спада или распустить коллектив и действовать в качестве индивидуальных предпринимателей в других проектах. Период спада, например, можно избежать, если спользовать “продуктовую пульсацию” (диверсификацию): предоставление разных услуг на разных этапах (горнолыжный курорт в период активной деятельности; пешие прогулки и прогулки на велосипедах в период спада).
В докладе была предпринята попытка систематизировать существующие концепции, разработать теоретическую базу и задать направление для дальнейшего исследования. В будущем исследователь намерен собрать эмпирические данные, выявить основные проблемы в практике менеджмента таких организаций и разработать комплекс мер для их решения. Предполагается, что пульсирующий эффект оказывает влияние на бизнес-процессы и все функции (маркетинговая, финансовая модели, и т.д.). Именно поэтому должны быть изучены различные аспекты управления на разных этапах деятельности.